Страницы

11.11.13

Дренаж в самолёте?

Факт наличия дренажа в самолёте вовсе не связан с агротехническим искусством или водой, как принято считать в повседневной жизни, скорее он связан с буйной фантазией советских авиационных инженеров-конструкторов, слишком увлёкшихся огородом на даче. Шучу.

Так для чего же нужен дренаж на самолёте?

На любом обычном гражданском самолёте, предназначенном для перевозки пассажиров, грузов и т.п. устанавливают эту систему. Если бы её не предусматривали инженеры,  крыло самолёта через некоторое время в полёте просто-напросто лопнуло.


Что примечательно, за рубежом систему принято именовать как Fuel Vent System (дословно – топливная вентиляционная система), а дренажный бак как surge/vent (дословно волны/вентиляции) tank.

Почему крыло? Потому-что крыло обычного самолёта (если бы самолёт махал крыльями, т.е. махолёт, то тогда можно было сказать крыльЯ) кроме того чтобы на нём лететь ещё и представляет собой полезный объём для размещения топлива, или герметичный кессон крыла – топливный бак.

Из этих топливных баков в процессе полёта самолёта топливо расходуется двигателями. Его объём уменьшается, а бак герметичен. Вот тут и нужна дренажная система! Только она будет создавать не отток, как логично предположить, а приток воздуха для предотвращения деформации атмосферным давлением!

Для примера давайте кратко рассмотрим принцип работы типовой дренажной системы самолёта.

Итак, обычная дренажная система выполнена раздельно для баков левого и правого полукрыла самолёта. В каждом полукрыле предусмотрено два дренажа: основной, обеспечивающий дренажирование баков в горизонтальном полёте, при наборе высоты, на земле., и дополнительный, обеспечивающий дренажирование баков при планировании (аварийном снижении), когда основной дренаж будет залит топливом.

В каждом полукрыле имеется дренажный бак для сбора топлива, попадающего в дренажный трубопровод. Накопившееся в дренажных баках топливо автоматически перекачивается в топливные баки двигателей. Каждый дренажный бак сообщается с атмосферой посредством воздухозаборника, выведенного под нижнюю поверхность концевой части крыла.

Дренажный бак занимает отсек кессона крыла, ограниченный крайними нервюрами полукрыльев, передним и задним лонжеронами крыла. Через герметизированную нервюру внутрь бака выведены концы трубопроводов магистралей основного и дополнительного дренажа и трубопровод перекачки топлива из дренажного бака. Магистраль дополнительного дренажа со стороны бака заканчивается поплавковым (и/или вакуумным) клапаном. Иногда внутри дренажного бака размещают датчик-сигнализатор уровня.

Вне дренажного бака обычно размещены перекачивающий топливный насос, внешняя часть воздухозаборника дренажа, топливный фильтр с сигнализатором давления. На полукрыльях в районе дренажных баков предусматриваются краны для слива остатков топлива и люки для подхода к оборудованию топливного отсека.

Вакуумные клапаны служат для сообщения дренажной магистрали с атмосферой, в случае если перекрыт заборный патрубок и в надтопливном пространстве баков образуется разрежение. Иногда для повышения взрывобезопасности дренажные баки заполнят пенополиуретановыми блоками.